Вы знаете, что вам придется сдавать егэ по истории? Готовитесь к сессии? Или хотите попробовать себя на олимпиаде? Тогда эта статья — для Вас. Те несколько простых правил, которые изложены ниже, помогут Вам сэкономить время и значительно поднять уровень своих знаний.
Пожалуй, главная трудность истории, отпугивающая от нее учеников, — обилие дат. Не расслабляйтесь: они будут преследовать вас весь период подготовки к экзамену. Но и не пугайтесь: нет такой даты, которую нельзя было бы выучить! Для этого существует несколько методик.
1) выбор «точки отсчета»
Хороший способ запомнить даты сравнительно небольшого периода (20-40 лет) заключается в том, чтобы в каждой «проблемной» теме выбрать основную (обычно — самую заметную) дату и взять её за ориентир. Прочие же события намного проще запомнить, пользуясь принципом «столько-то лет до/после события», чем зубря необходимые год и (если требуется) месяц. Для примера возьмем период «Великих реформ» Александра II, немного раздвинув его рамки. Итак, центровой год — 1861 (конечно, можно выбрать и любой другой). За 6 лет до этой даты Александр вступает на престол; за 4 — утвержден Секретный комитет; через 3 года проведены Земская и Судебная реформы, а через 13 — завершена модернизация армии. Как видим, способ в принципе достаточно удобен, однако он требует не только лишь запоминания, но и понимания темы, основных событий, предпосылок и результатов событий — иначе можно попросту перепутать даты.
2) запоминание биографий ведущих деятелей
Вас, конечно, не просят запомнить, на ком был женат тот или иной император, что он предпочитал на завтрак и где любил ловить рыбу. Стоит лишь заучить даты рождений ведущих деятелей, чтобы последующие события можно было «привязывать» к возрасту избранного вами человека. К примеру, Петр I родился в 1672 году; его отец, Алексей Михайлович, умер, когда тому было 4 года; семнадцатилетним юношей сместил Софью с поста регента и начал править самостоятельно; в 28 лет начал Северную войну, в которой в 42 года разгромил войска Карла XII под Полатвой. Как правило, таким методом пользуются люди, имеющие достаточно большой багаж общекультурных знаний, но все же слабовато владеющих причинно-следственными связями. Что говорить, он и в самом деле удобен, хоть и требует немного больше зубрежки, чем предыдущий.
3) «лингвистическое» запоминание
Вы замечали, как люди, сильные в языках, изучают новые слова? Они, узнав, таковое, а) записывают его; б) первое время очень часто проверяют записи; в) используют его в общении при любой возможности. Как ни странно, эти действия, чрезвычайно эффективные в лингвистике, способны несказанно помочь и в истории. Рекомендую записывать каждую дату на отдельный маленький листок таким образом, чтобы на одной стороне его была собственно дата, на другой — название события и (если с этим есть трудности) краткое его описание. Такие листочки лучше всего держать под рукой в связке и повторять в свободное время: в метро, автобусе, на перемене или в дома перед сном. Даже однократное в день повторение даст свои результаты, но если Вы будете просматривать даты три-четыре раза ежедневно, результат не заставит себя ждать. Основной минус такого изучения состоит в том, что Вам будет немного сложнее увязать даты между собой, но если вы достаточно хорошо разбираетесь в историческом процессе, это не составит труда.
4) Нахождение параллелей и общих черт
Замечали ли вы, что Гангутская и Гренгамская битвы прошли в один и тот же день, хоть и разные годы — 27 июля? Двадцать седьмого же числа, только июня, произошла и Полтавская битва. Войну Руси с Византией 941-944 гг. можно ассоциировать с 1941-1944 гг., когда советская территория была оккупирована вражескими войсками. На протяжении истории можно найти множество таких «парадоксов», которые сильно облегчают запоминание. Дерзайте!
Надеюсь, данные советы помогут Вам преодолеть так часто возникающие сложности с усвоением истории. Напоследок лишь скажу, что никогда не стоит останавливаться на достигнутом. Периодически устраивайте себе «контрольные проверки» дат, которые Вы уже изучили, но главное — двигайтесь вперед, изучайте историю глубже, запоминайте, изучайте и понимайте все более и более детальные события — это, помимо улучшения Ваших знаний, еще и способствует развитию памяти и логики.
Пожалуй, главная трудность истории, отпугивающая от нее учеников, — обилие дат. Не расслабляйтесь: они будут преследовать вас весь период подготовки к экзамену. Но и не пугайтесь: нет такой даты, которую нельзя было бы выучить! Для этого существует несколько методик.
1) выбор «точки отсчета»
Хороший способ запомнить даты сравнительно небольшого периода (20-40 лет) заключается в том, чтобы в каждой «проблемной» теме выбрать основную (обычно — самую заметную) дату и взять её за ориентир. Прочие же события намного проще запомнить, пользуясь принципом «столько-то лет до/после события», чем зубря необходимые год и (если требуется) месяц. Для примера возьмем период «Великих реформ» Александра II, немного раздвинув его рамки. Итак, центровой год — 1861 (конечно, можно выбрать и любой другой). За 6 лет до этой даты Александр вступает на престол; за 4 — утвержден Секретный комитет; через 3 года проведены Земская и Судебная реформы, а через 13 — завершена модернизация армии. Как видим, способ в принципе достаточно удобен, однако он требует не только лишь запоминания, но и понимания темы, основных событий, предпосылок и результатов событий — иначе можно попросту перепутать даты.
2) запоминание биографий ведущих деятелей
Вас, конечно, не просят запомнить, на ком был женат тот или иной император, что он предпочитал на завтрак и где любил ловить рыбу. Стоит лишь заучить даты рождений ведущих деятелей, чтобы последующие события можно было «привязывать» к возрасту избранного вами человека. К примеру, Петр I родился в 1672 году; его отец, Алексей Михайлович, умер, когда тому было 4 года; семнадцатилетним юношей сместил Софью с поста регента и начал править самостоятельно; в 28 лет начал Северную войну, в которой в 42 года разгромил войска Карла XII под Полатвой. Как правило, таким методом пользуются люди, имеющие достаточно большой багаж общекультурных знаний, но все же слабовато владеющих причинно-следственными связями. Что говорить, он и в самом деле удобен, хоть и требует немного больше зубрежки, чем предыдущий.
3) «лингвистическое» запоминание
Вы замечали, как люди, сильные в языках, изучают новые слова? Они, узнав, таковое, а) записывают его; б) первое время очень часто проверяют записи; в) используют его в общении при любой возможности. Как ни странно, эти действия, чрезвычайно эффективные в лингвистике, способны несказанно помочь и в истории. Рекомендую записывать каждую дату на отдельный маленький листок таким образом, чтобы на одной стороне его была собственно дата, на другой — название события и (если с этим есть трудности) краткое его описание. Такие листочки лучше всего держать под рукой в связке и повторять в свободное время: в метро, автобусе, на перемене или в дома перед сном. Даже однократное в день повторение даст свои результаты, но если Вы будете просматривать даты три-четыре раза ежедневно, результат не заставит себя ждать. Основной минус такого изучения состоит в том, что Вам будет немного сложнее увязать даты между собой, но если вы достаточно хорошо разбираетесь в историческом процессе, это не составит труда.
4) Нахождение параллелей и общих черт
Замечали ли вы, что Гангутская и Гренгамская битвы прошли в один и тот же день, хоть и разные годы — 27 июля? Двадцать седьмого же числа, только июня, произошла и Полтавская битва. Войну Руси с Византией 941-944 гг. можно ассоциировать с 1941-1944 гг., когда советская территория была оккупирована вражескими войсками. На протяжении истории можно найти множество таких «парадоксов», которые сильно облегчают запоминание. Дерзайте!
Надеюсь, данные советы помогут Вам преодолеть так часто возникающие сложности с усвоением истории. Напоследок лишь скажу, что никогда не стоит останавливаться на достигнутом. Периодически устраивайте себе «контрольные проверки» дат, которые Вы уже изучили, но главное — двигайтесь вперед, изучайте историю глубже, запоминайте, изучайте и понимайте все более и более детальные события — это, помимо улучшения Ваших знаний, еще и способствует развитию памяти и логики.