В чем заключается противоречивость в образе Базарова


В романе «Отцы и дети» Тургенев создает противоречивый образ Евгения Васильевича Базарова. Противоречивость образа Базарова заключается в том, что изначально персонаж отрицает все на свете, но в дальнейшем любовь и смерть одолевают героя, и он начинает признавать существование того, что отрицал.

Автор изображает новое сословие разночинцев, к которому принадлежит главный герой. Даже имя героя противоречиво, имя Евгений означает благородный, а фамилия героя Базаров ассоциируется с шумом, гамом и беспорядком.

Конфликт романа заключается в противоречиях между людьми разных взглядов, отражен в поведение, во внешнем облике, манере разговаривать и в системе ценностей героев. В экспозиции Тургенев создает Базарова - нигилиста. Все его действия не приемлемы для традиционного образа жизни Кирсанова. Показательным является эпизод, когда Базаров перебивает Николая Петровича, когда тот начинает цитировать Пушкина.

В десятой главе писатель описывает беседу Кирсановых с Базаровым. В данной сцене главный герой четко формулирует свою позицию, что он отрицает все: «Мы действуем в силу того, что мы признаём полезным, - промолвил Базаров.- В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем». Для него не существует никаких чувств, природа же является не храмом, а мастерской. Автор показывает недоумение братьев Кирсановых от такого заявления: «Павел Петрович уставился на него. Он этого не ожидал…»

В седьмой главе Базаров и читатели узнают историю Павла Петровича Кирсанова. Именно этот герой является главным оппонентом Евгения Базарова. Тургенев создает этого героя, как либерала романтика. Павел Петрович «всю свою жизнь поставил на карту женской любви». Для Базарова это не приемлемо. Главный герой называет это «дурью».

Но в течение романа взгляды главного героя меняются. Это происходит из-за встречи с Анной Сергеевной Одинцовой. Тургенев создает образ, в который способен влюбится Евгений Базаров.

Кульминацией романа является объяснение Базарова с Одинцовой. Главный герой признается в любви, но получает отказ. В этом эпизоде читатель понимает, что взгляды героя изменяются, и Базаров уже не нигилист, он не может отрицать чувство, которое испытывает сам.

Полюбив Одинцову, главный герой тем самым опроверг собственные теории и взгляды. Теперь он не может заниматься наукой, его мысли занимает чувство, которое он совсем недавно отрицал. Через короткое время после отъезда из Никольского, он снова возвращается обратно. Это можно оценить, как поступок влюбленного мальчишки. Он мечтает увидеть любимую и мечтает о счастье. Но новое объяснение с Одинцовой не приносит успокоения, и герой ищет спокойствия у природы. Теперь природа не является мастерской, а предстает для героя храмом.

Его отношение меняется не только к природе, но и к родителям. Когда Базаров возвращается домой второй раз, он чувствует их потребность в сыне, и теперь «перестал запираться», «бродил по огороду» с отцом. Хотя во время первого визита избегал общества своих родителей. На смертном одре Базаров призывает отца к Богу, и прощается с матерью, используя поэтические образа. Автор показывает героя перед смертью, как человека, тонко чувствующего боль близких людей, признающего свои ошибки и понимающего, что России не нужны нигилисты, да и он сам не нужен. Базаров говорит, что нужен только своим родителям.

Образ Базарова противоречив, потому что Тургенев заставляет своего героя измениться в течение романа. Главный герой смог полюбить, понять чувство родных и принять Бога. Евгений Базаров смог осознать свою ошибку и признаться в ней.

Если вам понравилась это сочинение, то возможно понравится и наш ЕГЭ портал. На нем очень много полезного материала к экзаменам которых вы не найдете нигде.


Дополнительно:

  • Сочинение «Анализ души Печорина как основа романа»
  • Шаблоны сочинений ЕГЭ
  • Как писать итоговое сочинение ЕГЭ по литературе в 2017-2018 году
  • Шаблон сочинения ЕГЭ по русскому языку
  • Варианты с досрочного ЕГЭ 2013 по русскому языку


  • Навигация
    Вступите в Мир ЕГЭ